ФАС: Цифровая эпоха вносит коррективы в работу антимонопольного регулирования

2 Декабря 2019
Замглавы федеральной службы Анатолий Голомолзин выступил на парламентских слушаниях комитета Совета Федерации по экономической политике
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Цифровая эпоха заставляет вносить коррективы в работу антимонопольных органов и нормативно-правовое регулирование, заявил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин на парламентских слушаниях комитета Совета Федерации по экономической политике. 

В ходе мероприятия он рассказал сенаторам о работе над антимонопольным законодательством в сфере цифровой экономики, в том числе о мероприятиях по реализации национальной программы «Цифровая экономика».

Цифровые гиганты доминируют в реальном секторе экономики

Голомолзин отметил, что сегодня серьезное влияние на реальный сектор экономики оказывают мировые цифровые гиганты.

«В России имеется опыт рассмотрения дел в отношении крупных мировых цифровых гигантов, таких как Google, Microsoft, Apple – компаний мировых лидерах. Если всего 7 лет назад, в 2011 году список крупнейших компаний возглавляли четыре компании индустриального мира, то сейчас, все пять лидеров по капитализации – цифровые компании. Ежегодный рост капитализации цифровых гигантов впечатляет: порядка 30%-60%. В ряде секторов (в том числе энергетика, банки и др.) новые цифровые компании заняли доминирующие позиции, осуществляя значительное влияние на реальный сектор экономики», – указал замглава ФАС.

В это время, продолжил он, цифровые рынки определяют использование больших данных, алгоритмов, концентрируются вокруг платформенных решений.

«Меняются условия сделок, слияний и приобретений, меняется характер нарушений антимонопольного законодательства. Это заставляет вносить коррективы в работу антимонопольных органов и нормативное регулирование», – объяснил Голомолзин.

Пятый антимонопольный пакет как ответ на современные реалии

Замглавы ФАС подчеркнул, что в целях учета современных реалий разработан «Пятый антимонопольный пакет», дорабатывающий инструменты работы ведомства, задающий целый ряд направлений по совершенствованию антимонопольного законодательства. 

«В частности, речь об уточнении понятия доминирующего положения на рынке, совершенствовании процедур выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, а также процедур контроля сделок слияний и приобретений», – уточнил Голомолзин.

Предустановка российских приложений защитит интересы отечественных разработчиков 

Замглавы ФАС отметил, что транснациональные корпорации получают неоспоримое конкурентное преимущество для продвижения собственных приложений и цифровых сервисов в странах, где в недостаточной степени используются возможности цифровой экономики.

Поэтому в ФАС разработали концепцию законопроекта по установлению требований по предустановке отечественных приложений. Документ 19 ноября Госдума приняла в третьем чтении.

«При подготовке своих предложений ФАС учитывала, в том числе собственный опыт рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства», – подчеркнул Голомолзин.

«Учитывая особенности функционирования глобального рынка приложений, ФАС России считает, что наилучшим способом обеспечения недискриминационного доступа на рынок является введение требования по предустановке российских приложений определенной функциональности на стадии производства устройств. Для обеспечения информационной безопасности важно обеспечить возможность полной удаляемости сервисных приложений без ущерба функциональности сервисного программного обеспечения. Крайне важно, чтобы обе меры были реализованы одновременно – предустановка (в том числе в форме «окна выбора» и право потребителя на удаление приложений)», – добавил он.

Реализация нацпрограммы «Цифровая экономика» требует устранения административных барьеров и избыточных процедур

Голомолзин заявил реализация мероприятий национальной программы «Цифровая экономика» требует снятия административных барьеров и избыточных процедур.

«В связи с реализацией программы «Цифровая экономика» на территории России планируется развертывание сетей 5G, что предполагает строительство большого количества базовых станций. Существующие административные, временные и экономические барьеры получения разрешительной документации могут негативно сказаться на скорости строительства и ввода в эксплуатацию необходимого оборудования», – сказал замглавы ФАС.

По его словам, в целях исполнения нацпрограммы необходимо сократить сроки получения разрешительной документации, процедуры получения операторами санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию и ввода в эксплуатацию; автоматизацию процессов, включая интеграцию личного кабинета системы электронного документооборота, сопряжение информационных систем Роскомнадзора и Роспотребнадзора (пилотный проект по информационному взаимодействию); анализ нормативно-правовых актов.

Источник: Федеральная антимонопольная служба

Читайте также