13 Июня 2019

Национальную систему управления данными внедрят в регионах

13 Июня 2019

Эксперименты направлены на цифровизацию избирательных процессов, внедрение новых сервисов для граждан и бизнеса, а также упрощение деятельности представителей госсектора в субъектах

Фото: Росконгресс
Фото: Росконгресс

К концу июня Правительство Российской Федерации определит перечень регионов, в которых проведут эксперименты по пяти направлениям Национальной системы управления данными (НСУД). Об этом сообщил руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко на панельной сессии «Базис развития цифровой экономики – Национальная система управления данными».

На дискуссии, организованной при поддержке Аналитического центра в рамках XI Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске, Онищенко рассказал, что каждый эксперимент открывает новые возможности для граждан, бизнеса и государства.

«Речь идет о пяти направлениях эксперимента – «Регистр избирателей» (направлен на переход от ручного сбора списка избирателей по муниципальным комиссиям к сбору информации из реестров), «Цифровой профиль» (позволит получать кредиты в режиме онлайн), «Федеральная информационная адресная система» (повысит качество сведений об адресах, которые сейчас находятся в информационных системах), «Цифровая аналитическая платформа» (продукт Росстата, который позволит формировать автоматизированный реестр респондентов, собирать статистическую отчетность), Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (формирование проекта паспорта муниципалитетов, который позволит получать данные из единого источника). Сроки проведения эксперимента – с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года. По итогам работы будут отобраны лучшие практики для их масштабирования по всей стране», – сообщил Онищенко.

Руководитель Аналитического центра пояснил, что Национальная система управления данными создается для повышения уровня доверия к данным. По его словам, НСУД повысит достоверность сведений в ключевых государственных ресурсах, урегулирует вопросы, связанные с владением данными (их юридической значимостью, управлением правами доступа к данным, низкой культурой обращения данными), расширит возможности получения данных для бизнеса, определит состав и структуру госданных.

«Сейчас государство несет экономические и репутационные потери, бизнес – большие издержки по предоставлению отчетности (в том числе дублированной) и не дополучает доход, граждане несут большие трудозатраты на подбор документов и совершение действий при получении госулуг и начислений. Все эти проблемы решит НСУД», – подчеркнул Онищенко.

Он также напомнил, что проект носит межведомственный характер с разделением функций между Минкомсвязью (ИТ-составляющая, оператор НСУД), Минэкономразвития (методология работы с данными, развитие рынка), Росстатом (все операции в отношении отчетности, которые касаются юридических лиц) и Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (методологические требования к данным национального и отраслевого уровня, модель данных).

Подробнее о возможностях проекта «Цифровой профиль» рассказали директор по цифровой идентичности ПАО «Ростелеком» Иван Беров и директор Департамента развития цифрового государства Минкомсвязи России Алексей Горобцов.

«С декабря 2019 года по конец марта 2020 года мы проведем пилотирование цифрового профиля. Проект позволит финансовым организациям и физическим лицам перейти на полностью электронное взаимодействие. Таким образом бизнес получит доступ к данным через единое окно, снижение издержек, повышение скорости предоставления и качества услуг. Люди – получат услуги в цифровом виде, которые можно получить, не выходя из дома, возможность управлять цифровыми согласиями на доступ к обработке персональной информации, единый мобильный доступ к сервисам и услугам», – рассказал Беров.

По его словам, важным нововведением цифрового профиля является опция по управлению цифровыми согласиями. «Человек сможет не только дать согласие на использование своих данных для получения услуг, но и отозвать его. Также он сможет осуществлять мониторинг использования его персональных данных коммерческими организациями или государственными, которые будут подключены к системе», – пояснил представитель ПАО «Ростелеком».

Беров обратил внимание на то, что уже на этапе пилота цифровой профиль позволит в режиме онлайн получать кредит, оформлять КАСКО и ОСАГО. «В тестировании будут участвовать 20 пилотных банков и четыре страховых компаний, используя четыре типа сервисов, которые предоставят ведомственные информационные системы ФНС, ПФР, МВД и Росреестр», – уточнил он.

Горобцов рассказал о суперсевисах, которые также являются значимой частью цифрового профиля и работают на основе НСУД.

«Основная цель суперсервисов состоит в том, чтобы человек смог получить госуслуги в один клик. Для этого планируется более 80% госуслуг сделать доступными в электронном виде», – заявил представитель Минкомсвязи.

Он напомнил, что Правительством утвержден перечень 25 суперсервисов, в который вошли следующие онлайн-услуги: оформление европротокола, цифровое исполнительное производство, помощь при инвалидности, трудовые отношения, социальная поддержка, пенсия, медицинские справки и документы, регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, земля под строительство, уведомление и обжалование штрафов, правосудие, подача заявлений в правоохранительные органы, разрешения для бизнеса в цифровом виде, господдержка бизнеса, регистрация бизнеса, цифровое строительство, поступление в вуз, безбумажные перевозки пассажиров и грузов, цифровые документы об образовании, рождение ребенка, утрата близкого человека, образование в РФ для иностранцев, трудовая миграция и переезд в другой регион.

Читайте также