10 Сентября 2019

Цифровое государство или никакое

10 Сентября 2019
Правительства в мире конкурируют с глобальным бизнесом за данные, а граждан рассматривают как клиентов, заявили участники сессии ВЭФ по цифровому госуправлению
Максим Акимов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; фото: Росконгресс
1 из 7

В цифровом мире государства рассматривают граждан как клиентов, а бизнес как конкурента. Такое мнение выразили участники сессии «Цифровое государство: новые бизнес-модели на волне тотальной цифровизации», прошедшей в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). 

Мероприятие организовали Проектный офис по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В рамках него представители Правительств, министерств, бизнеса и эксперты рассказали, какое цифровое будущее ожидает госуправление и, какие возможности оно несет гражданам и предпринимателям.

Глобальный взгляд на цифровое государство 

«Сегодня центральным вызовом для всех государств мира становится вопрос о том, как с цифровизацией не потерять свой суверенитет», – заявил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов.

Он объяснил, что в современном мире государство порой знает о своих гражданах меньше, чем крупные технологические компании мира.  «Рыночная власть, которую сосредоточили глобальные игроки и платформы – это конкуренция за предпочтения граждан и формат цифровой трансформации будет задавать исход этой конкуренции», – уверен Акимов.

Вице-премьер вместе с этим указал на то, что страна не должна мешать бизнесу, а наоборот давать новые возможности для развития, задавая правила и необходимое регулирование, позволяя для удобства граждан встраивать частные услуги с помощью государственных платформ. 

По его словам, новую архитектуру цифрового государства российские власти представят в октябре на форуме «Открытые инновации». «Государству надо быть онлайн, информационно надежным, применять облачные решения. Его сервисы должны быть мультисервисными, проактивными», – подытожил Акимов.

Взгляды российского вице-премьера разделил представитель Сингапура – старший Министр, Министр-координатор по социальной политике Тарман Шанмугаратнам. По его словам, Сингапур уже прошел первую фазу цифровизации, но, несмотря на это, активно задействует лучшие решения всего мира, в том числе России.

«Чтобы максимизировать цифровую экономику, она должна быть глобальной. Для этого нужны потоки данных и агрегация этих данных. И это относится, в первую очередь, к международному уровню каждой экономики в отдельности. Как мы это сделаем, как позволить нам и заставить все государства почувствовать, что они не теряют при этом свою автономность? Вот что важно. Нам нужна новая форма международных соглашений, потому что существующие соглашения были сделаны для физических продуктов, не для данных, не для цифровых услуг», – призвал Шанмугаратнам.

Сервисы одного клика

Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин сообщил, что сейчас ведется обсуждение возможности предоставления доступа частного бизнеса к каналам межведомственного взаимодействия, а также получению госуслуг через банковские приложения и другие сервисы на базе государственной системы идентификации. 

Перечисленные вице-премьером параметры учтены при разработке суперсервисов – сервисов, позволяющих получить госуслугу онлайн и в один клик. Их прототипы разрабатывают ответственные ведомства в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». Детальнее ознакомиться с принципом их работы можно на портале госуслуг.

«Работа по суперсервисам – это четыре сквозных результата, которые мы получаем. Первое – это регулирование, то есть изменение законодательства. Второе – это процессы, единые бизнес-процессы, которые с неизбежностью трансформируются, когда мы говорим о комплексных услугах. Третье – это технологии, то есть требования к информационным системам, которые также неизбежно должны быть сформулированы тоже сквозным образом. Четвертое – это данные. Какие данные нам нужны. Здесь тоже возникает вопрос, кто имеет право давать доступ к этим данным», – заявил Паршин. 

Замминистра указал на то, что в каждый суперсервис встроены не только госуслуги, но услуги бизнеса. «Гражданин не должен быть специалистом и разбираться, когда начинаются частные услуги. Как происходит, например, в ситуации с управляющими компаниями ЖКХ, банками, страховыми компаниями», – пояснил он.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин в свою очередь обратил внимание, что для полноценной работы суперсервисов ведется активная законодательная работа: значительный прогресс в части регулирования сервисов трудовой сфере, которые затрагивают пенсионную систему. «Мы продвинулись достаточно далеко. Пакет законов, три законопроекта в июле этого года Правительством были одобрены, внесен в Государственную Думу. Это вопросы, связанные с постепенным отказом от бумажных трудовых книжек», – рассказал Топилин.

Бизнес за конкуренцию с государством

Присутствовавшие на сессии представители предпринимательского сектора активно поддержали идею привлечения бизнеса к оказанию госуслуг. В частности, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин указал на то, что конкуренция повышает качество платформенных решений государства, а частный бизнес формирует в госуправлении большую клиентоориентированность и ориентацию на конечный результат. 

Первый заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанка» Александр Ведяхин предложил представителям власти рассматривать граждан как клиентов государства. «И тогда вы увидите, что мы конкурируем все вместе за одних и тех же людей, которые клиенты государства, банка, телекома. Допустим, про наш банк могу сказать, что мы предоставляем услуги моментально, проактивно, мы рекомендуем клиенту, что и как ему сделать, и клиент привыкает к этому и с теми же требованиями потом приходит к государству», – объяснил Ведяхин.

Президент ПАО «МТС» Алексей Корня обратил внимание на то, что, говоря про цифровое государство и цифровые сервисы, нужно помнить, что наличие инфраструктуры (например, сетей нового поколения 5G)  важнее. «Сервисы появятся, но они вторичны. Первично – инфраструктурное развитие. Это ключевой фактор, который будет и повышать эффективность, и создавать возможности для государства, для цифрового государства и экономики», – подчеркнул он.

Президент, Председатель Правления ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский и генеральный директор, ФГУП «Почта России» Николай Подгузов поделились своим взглядом на цифровые сервисы для жителей небольших населенных пунктов.

«Думая о будущем цифровых продуктов мы должны даже в большей степени думать об этой части населения, которая не такая продвинутая, более пожилая, у которой нет такого пользовательского опыта. И вот эти наши сервисы и продукты должны быть, в том числе, и, может быть в первую очередь ориентированы на них» – уверен Осеевский.

Подгузов в свою очередь заверил, что «Почта России», имеющая офисы почти во всех уголках страны, сможет обеспечить доступ ко всем благам цифровизации для всего населения страны. 



Читайте также