В России резко вырос спрос на технологии цифрового образования

31 Июля 2020
Участники дискуссии Аналитического центра связывают его с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса
Иллюстрация: edtechmagazine.com

Коронакризис может стать триггером для развития индустрии онлайн-обучения и новых технологий в образовании в России, уверены участники конференции, организованной Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

По словам экспертов, пандемия коронавируса (Covid-19) и вызванные ею ограничения привели к небывалому спросу на технологии цифрового образования: в 1 квартале 2020 года число загрузок образовательных приложений в мире выросло на 45%. Темпы роста российского EdTech-рынка очень высоки, хотя он находится на начальном этапе развития.

Координатор проектов Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра Георгий Багаев рассказал, что нацпрограмма ставит амбициозные цели, которые являются серьезным вызовом для российских EdTech-стартапов. «В частности, в рамках федпроекта «Кадры для цифровой экономики» доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики до 2024 года, должна вырасти до 40%», – пояснил Багаев.

При этом достижение целей тормозит ряд негативных факторов: системе образования не хватает цифровых технологий, в школьном и вузовском образовании не сформирована смешанная модель из традиционных подходов к и современных технологий. Кроме того, отсутствует единая интуитивно понятная цифровая среда, добавил Багаев.

О действующих проблемах EdTech-программ рассказала начальник Отдела инноваций и партнерств в Московской электронной школе ДИТ Москвы Виктория Левицкая. Она отметила, что стартапы в индустрии угасают на уровне минимальной жизнеспособности или не выдерживают конкуренции с гигантами, в отрасли нет прозрачной схемы пути нового образовательного продукта «от идеи до школьной парты». Кроме того, рынок базовых предметов перенасыщен, а за узкопрофильные специализации берутся единицы.

Эксперт предложила участникам EdTech-индустрии сфокусироваться на сложных технологиях: интерактивных картах, виртуальных лабораториях и опытах, разрабатывать цельные курсы с обратной связью от учеников и быть готовыми к переработке и улучшению продукта.

Разработчики цифровых решений должны помнить, что их конечными потребителями являются учителя и родители, которые выбирают образовательные программы, и дети, которые ими пользуются, добавила международный эксперт образования Наталия Киселева. По ее словам, технологии, которые предлагает Ed-Tech-индустрия, не соответствуют действующим образовательным регламентам. «EdTech сегодня – это просто оцифрованный контент, а не организация образовательного процесса. Он замещает учителя, но не дополняет учебный процесс», – рассказала Киселева.

Большинство экспертов согласились, что ключевыми условиями дальнейшего развития EdTech в России являются создание максимально прозрачных правил игры и создание правовых норм.

«В целом рынок не нуждается в серьезной государственной поддержке и может развиваться за счет существующих сквозных общесистемных инструментов. Для успешного развития EdTech необходима в первую очередь институционализация этих технологий, когда для их повсеместного внедрения будут созданы все условия», – резюмировал руководитель организационно-аналитического направления Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра,  к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве России Евгений Кочетков.

Читайте также