5 Апреля 2019

На TechTalks.AI edition сформулировали понятия искусственного интеллекта и указали на барьеры в его развитии

5 Апреля 2019

Часть экспертов заявили, что вместо выработки единого определения технологии нужно сосредоточиться на ее практическом применении

Фото: Андрей Рогатко / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
1 из 16

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Проектный офис по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации провели первую дискуссию в рамках совместного просветительского проекта TechTalks. Сессия «Будущее искусственного интеллекта: сферы применения и кейсы» является одним из мероприятий серии «TechTalks.AI edition».

Важную роль искусственного интеллекта (ИИ) во времена глобальных перемен и достижений, основанных на внедрении цифровых технологий, отметил в приветственном слове Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов.

«Развитие искусственного интеллекта – это новая история и новая фаза эволюции человечества. Влияние ИИ в ближайшие годы окажет и уже оказывает колоссальное влияние на ведущие экономики мира. Искусственный интеллект быстрее и мощнее человека, он умеет подстраиваться под пользователя. Является ли это опасностью для человека? Может ли его развитие привести к исчезновению ряда профессий, трансформации бизнес - моделей, и изменению привычного образа жизни, или же мы находимся на пороге значительного расширения человеческих возможностей? Эти вопросы дискуссионные, TechTalks – подходящая площадка для поиска актуальных ответов», – зачитал обращение Акимова руководитель Аналитического центра Владислав Онищенко.

Открывая дискуссию, модератор сессии, врио директора Департамента по координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи России Михаил Насибулин рассказал, что первая дискуссия проекта TechTalks посвящена теме искусственного интеллекта. «Сегодняшнее мероприятие состоит из двух частей: первая – блиц-опрос о понятии ИИ, а вторая – это презентация успешных кейсов, которые уже реализовываются. Также мы хотим услышать про барьеры, с которыми сталкиваются компании при внедрении технологий искусственного интеллекта в проекты. Министерству и Аналитическому центру полезно учитывать эту информацию в дальнейшей работе, например, при разработке стратегии искусственного интеллекта», – отметил врио директора Департамента по координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи России.

В рамках блиц-опроса представители бизнеса, научного и экспертного сообществ дали свои определения искусственного интеллекта.

Представитель Сбербанка выделил две группы определений: первая связана со способностью имитировать деятельность человека, а вторая – с технологиями или научными алгоритмами и методами, которые решают конкретные задачи, воспроизводят деятельность человека. «Единого мнения нет, но если коротко, то это имитация деятельности человека в тех или иных сферах», – рассказал управляющий директор, начальник Центра исследования данных Сбербанка Андрей Черток.

Главный советник ПАО «Россети» Константин Михайленко считает, что ИИ можно определить как алгоритм, который пишет новые алгоритмы (под алгоритмом подразумевается совокупность точно заданных правил решения произвольного класса задач – прим. ред). «Применительно же к электросетевому комплексу сейчас мы говорим о технологиях, которые позволят перевести сеть на самоуправляемый режим работы, где человек будет вмешиваться только в случае отклонений», – добавил он.

Директор по анализу данных и моделированию НЛМК Анджей Аршавский и исполнительный директор компании Ntechlab Глеб Дьяконов сошлись во мнении, в котором ключевая роль ИИ связана с тем, чтобы снять с человека, неспособного обрабатывать большие массивы данных, ответственность за принятие решений в отдельных сферах деятельности. «Речь идет не о роботизации, а о замене человека там, где требуется именно интеллектуальное принятие решений», – пояснил Аршавский.

По мнению руководителя службы разработки Яндекс.Поиска Алексея Шаграева, есть две составляющие ИИ, вытекающие из практики. «Первая заключается в том, что когда мы говорим об искусственном интеллекте, то имеем ввиду оптимизацию процессов. Второе – обязательно после появления таких моделей и их предсказаний мы получаем новое знание, которого раньше у нас не было в силу того, что мы такую модель построить не могли», – отметил Шаграев.

С другой точки зрения на ИИ посмотрел директор Института прикладного анализа данных Deloitte в России и СНГ Алексей Минин. Он напомнил, что определение искусственного интеллекта и вообще интеллекта пытались дать еще древнегреческие философы Платон и Аристотель, а представление о детальном устройстве головного мозга появилось только около ста лет назад –доктор Рамони Кайал экспериментально доказал, что мозговая ткань состоит из большого числа связанных друг с другом однотипных узлов – нейронов. «По сути, мозг – это большой сложный компьютер. Еще есть парадигма, которая выделяет именно с точки зрения свойств поведения мозга, голографическая теория устройства интеллекта и т.д. Поэтому я считаю, что определения нет, каждый трактует его так, как ему удобно с точки зрения текущего кейса», – заявил эксперт.

Директор центра компетенций больших данных и искусственного интеллекта компании «Ланит» Денис Афанасьев уверен, что давать определение искусственного интеллекта нельзя в отрыве от контекста. «Есть философский фундаментальный вопрос о том, что такое ИИ. Никто не знает на него ответа, но есть прикладной контекст, в котором мы находимся. И здесь я соглашусь с большинством спикеров, которые применяют его в своей работе. ИИ – это технология автоматизации интеллектуальной деятельности, которую мы пытаемся внедрить в нашей работе», – рассказал он.

Стандартизировать понятие искусственного интеллекта предложил генеральный директор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский. «Одной из задач проекта TechTalks может стать выработка стандартов определения ИИ. Это позволит всем участникам быть в одной системе координат, приходить к общим результатам. Если мы этого не сделаем, то дальше вся деятельность по развитию искусственного интеллекта будет вестись с большими погрешностями», – отметил Дырмовский.

Инициативу гендиректора ЦРТ поддержали в Минкомсвязи. «Мы проводим дискуссию для того, чтобы рассмотреть разные точки зрения и учесть в своей работе», – сказал Насибулин.

Основатель сообщества Open Data Science Алексей Натекин отметил, что вместо определения базового термина для искусственного интеллекта нужно сосредоточиться на практическом применении технологии.

«Сам термин «искусственный интеллект» – это модная вывеска. ИИ называют только маркетологи и журналисты, а не специалисты данной сферы. Через пять лет название может измениться, но при этом вся «начинка» – с анализом, машинным обучением – останется. И если мы будем пытаться выработать базовый термин, то просто потеряем время», – заявил Натекин.

Рассмотреть ИИ с практической стороны были готовы многие участники дискуссии. В частности, заместитель директора Центра стратегических инноваций Корпоративного центра ПАО «Ростелеком» Павел Красовский рассказал, что в «Ростелекоме» попытки дать универсальное определение искусственному интеллекту тоже не привели к успеху.

«Необходимо сфокусироваться на чем-то предметном и в этом направлении двигаться, а не разговаривать обо всем ИИ», – уверен он.

Генеральный директор VisionLabs Александр Ханин считает, что применение ИИ целесообразно в первую очередь в сферах, где много рутинных задач и есть острая необходимость повышать производительность труда.

На это сооснователь компании Habidatum Екатерина Летуновская заметила, что ИИ – это как «костыль», который достраивает то, что аналитикам сложно сделать. «Habidatum использует анализ данных и машинное обучение в работе с управлением городов. Но для нас искусственный интеллект, анализ данных – это все еще помощник, а не автор. Он сам не принимает решения в той части, с которым мы имеем дело», – рассказала Летуновская.

Говоря об успешных кейсах с использованием ИИ, участники сессии поделились опытом своих проектов, например, в Сбербанке выдают корпоративным клиентам кредит за 7 минут, Яндекс разработал голосового помощника, Ntechlab с помощью ИИ распознает лица, а НЛМК благодаря ИИ оптимизировал свое производство.

Участники сессии обратили внимание и на барьеры, которые препятствует развитию искусственного интеллекта. По их мнению, топ-менеджеры компаний недостаточно владеют информацией о свежих разработках в области ИИ, а также сталкиваются с отсутствием необходимой инфраструктуры. Параллельно с этим, отмечают эксперты, работа по цифровой трансформации компаний еще не везде реализуется, многие руководители недооценивают важность работы с технологией и не организовывают работу с данными.

Полную запись дискуссии и краткий ролик по ее итогам смотрите на официальных YouTube-каналах нацпрограммы и проекта TechTalks.

Читайте также