Робототехника: рынок, стартапы и профессии

12 Февраля 2020
ICT.Moscow о состоянии рынка робототехники в России и нехватке кадров
Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

7 февраля во всем мире ежегодно отмечается день робототехники. Считается, что именно в этот день в 1941 году писатель-фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, которые и легли в основу развития направления.

Мнениями о состоянии рынка, его тенденциях и потребностях, а также о наиболее развитых направлениях робототехники в России и кадровых вопросах с нами поделились представители НАУРР, Университета Иннополис, ABB в России, Promobot, «Роббо» и другие.

Оценка рынка

Эксперты и участники отечественного рынка робототехники в один голос говорят о его высоком потенциале, который, однако пока остается нереализованным. По оценкам Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в 2018 году российский рынок промышленной робототехники насчитывал 1007 единиц (более свежих данных нет). Для сравнения, в мире в 2018 году было установлено 422 тыс. промышленных роботов, а по прогнозам на 2019 год – около 421 тыс. О небольшой насыщенности российского рынка говорит и средняя плотность роботизации, то есть количество роботов на 10 тыс. рабочих. Если в среднем по миру этот показатель находится на уровне 100, то в России на 10 тыс. рабочих приходится всего 5 роботов.

Сбербанк, анализируя состояние отечественного рынка промышленной робототехники в 2018 году, тоже отмечал хороший потенциал для внедрения роботов в производство. Однако тогда авторы исследования утверждали, что рынок почти достиг «дна». В 2018 году было установлено около 1 тыс. промышленных роботов на сумму более 2,5 млрд рублей (c ПО приблизительно 4,5 млрд рублей), говорил в июле руководитель Лаборатории робототехники Сбербанка Альберт Ефимов. По его оценкам, в 2019 году при пессимистичном сценарии рынок останется на том же уровне, а в лучшем случае будет продано 1,5 тыс. устройств на общую сумму 4,4 млрд рублей – 7,4 млрд рублей с ПО.

В 2019 году рынок изменился не существенно, «прорыва» не произошло. Тем не менее, несмотря на невысокую плотность роботизации, говорить о том, что рынок «достиг дна» нельзя, считают эксперты.

По словам Алисы Конюховской, исполнительного директора НАУРР, сегмент отечественной промышленной робототехники растет примерно на 40%. И рост рынка будет главным трендом в ближайшие годы. С ней соглашается и Александр Новоселов, руководитель подразделения «Робототехника» компании ABB в России.

«Показатель по ежегодно продаваемым роботам в Россию установил рекорд в 2018 году и примерно такой же уровень планируется в 2019-м. Рекордно низкий показатель был в 2015 и 2016 годах. А сейчас небольшой рост, который связан со все большей осведомленностью предприятий о преимуществах и возможностях промышленных роботов», – считает Александр Новоселов.

Приведенные оценки экспертов касаются только промышленной робототехники.

Направление сервисной робототехники растет более быстрыми темпами, однако точных данных о состоянии российского рынка за 2018 год нет. При этом, если рынок промышленной робототехники уже устоявшийся, то рынок сервисной – бурно развивается, говорит Алиса Конюховская.

«В этом сегменте многие ниши еще не заняты, поэтому у российских компаний есть больше шансов конкурировать с зарубежными производителями», – уточняет исполнительный директор НАУРР.

Более того, сооснователь и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев указывает, что в сервисной робототехнике, и, в частности, в медицинской, в RPA-системах, системах распознавания лиц и речи у российских разработчиков заметные результаты.

«Если говорить о сервисных роботах, то у компании Promobot самая большая география сбыта по сравнению с конкурентами – 38 стран. Есть компания «Моторика», которая единственная в мире делает протезы для детей. «Экзоатлет» делает уникальные экзоскелеты для реабилитации, которые признаны во всем мире. Детская образовательная робототехника – компания «Роббо», поставляют свою продукцию в 20 стран. Недавно заключила контракт почти на 1 млн долларов с Японией. Словом, не все так плохо, как описывает Сбербанк», – считает Олег Кивокурцев.

Регионы и Москва: развитые направления

В связи с тем, что в России не так много своего производства роботов, о его концентрации говорить не приходится. Найти компании в этой области можно в любом регионе. Однако эксперты особо отмечают Пермь, Казань, Санкт-Петербург, Москву и Магнитогорск. У Москвы есть свои преимущества перед другими городами. К примеру, Алиса Конюховская из НАУРР говорит о том, что для Москвы роботизация более привлекательна, чем для других регионов.

«В Москве много и производителей роботов, и интеграторов. Здесь также сосредоточены компетенции в области робототехники, много университетов, которые имеют свои кафедры или лаборатории робототехники, большой выбор отраслевых мероприятий, технопарков и мер поддержки», – отметила Алиса Конюховская.

Что касается направлений робототехники, то участники рынка сходятся во мнении: наиболее развита в стране сервисная робототехника, в первую очередь – в образовательной сфере.

«Рынок образовательной робототехники в России растет наиболее динамично. По нашим оценкам, в 2019 году он вырос в 1,5 раза и составил около 4 млрд рублей. В остальных сегментах рост не превысил 10-15%. В 2020 году будут продолжать активно расти сервисная и образовательная робототехника, остальные сегменты, скорее всего, покажут незначительный рост», – заявил Павел Фролов, основатель производителя образовательной робототехники «Роббо».

О динамичном развитии сегмента говорит и Александр Климчик из Университета Иннополис. Однако эксперт указывает на проблему этого направления, которая заключается в оторванности от реальных задач робототехники.

«Большинство игроков на этом рынке не способствуют подготовке специалистов, способных работать на рынке робототехники, и их дальнейшему развитию. Данный рынок требует большей серьезной трансформации, для того чтобы из категории «досуг» перейти в профессиональное направление», – подчеркнул Александр Климчик.

Тем временем общемировая тенденция – доминирование промышленной робототехники. В ABB считают, что это характерно и для Москвы в частности, так как промышленные роботы появились 50 лет назад, а сервисные роботы только 5 лет назад.

«Потенциал развития всех направлений по сравнению с промышленным гораздо выше. Прогнозы показывают, что через 10 лет промышленная робототехника станет лишь малой частью общей робототехники, уступив первенство сервисной и другим направлениям», – отмечает Александр Новоселов из компании ABB.

Пока же во всем мире в сфере промышленных роботов существует тренд на их использование в логистике. В основном их применяют indoor на складах, где роботизированные устройства позволяют оптимизировать складские процессы, сократить время обработки заказа, а также минимизировать присутствие людей и сделать территорию более безопасной. Этот тренд – на использование логистических роботов – постепенно распространяется и на сферу доставки, напоминают эксперты. Самый громкий недавний кейс по тестированию outdoor робота в России – это Яндекс.Ровер.

«У Яндекса – крутой кейс, потому что у них есть процессы, которые реально в этом нуждаются. У компании есть внутренний спрос и финансовые ресурсы. Ей будет намного легче чем другим стартапам осуществлять разработку и ее внедрять», – рассказала Алиса Конюховская из НАУРР.

В Иннополис подтверждают, что для России направление доставки более чем актуально, что объясняется географической удаленностью регионов.

«Университет «Иннополис» в этом направлении давно работает. Еще в 2018 году успешно мы провели испытания грузового беспилотника. Он доставил почтовый груз на расстояние 38 км и вернулся обратно», – сообщил Александр Климчик Иннополиса.

Вместе с тем, участники рынка напоминают, что на данный момент есть вызовы с повсеместным использованием роботов-доставщиков. Они связаны с подготовкой нормативной базы, сложностями в передвижении устройств по дорогам общего пользования, а также с несовершенной технологической оснащенностью самих роботов.

Дело в опыте и компетенциях

Российский рынок промышленных роботов отличает исключительная высокая степень импортозависимости. Так, по оценкам НАУРР, 96% продаж приходится на зарубежных вендоров. Об этом говорят и в «Тошиба Рус», отмечая также, что российский рынок характеризуется низким спросом на робототехнику, в связи с чем на рынке представлено не так много отечественных стартапов. В ABB обращают внимание и на недооцененность конструкторских услуг.

«Заказчики в России готовы платить за оборудование, но крайне неохотно платят за услуги по разработке решений на базе этого оборудования. Данные услуги являются основным продуктом стартапов на этом рынке», – отмечает Александр Новоселов из компании ABB в России.

В сегменте сервисной робототехники напоминают и об отсутствии условий для развития стартапов.

«Например, российские компании получают кредиты по средней ставке в 26%, а их зарубежные конкуренты – под 2-3% годовых. Получить кредит молодой инновационной компании – дело практически безнадежное», – сказал Павел Фролов из «Роббо».

По мнению Алисы Конюховской из НАУРР, у российского рынка в целом есть своя особенность. И она заключается в том, что для достижения определенных успехов в бизнесе необходимо быть «сильными предпринимателями». Эксперт указывает на дефицит людей-предпринимателей, которые готовы брать на себя ответственность, принимать решения, вести за собой команду и создавать передовые продукты.

«У нас, несмотря на наличие мозгов, есть сложности с тем, как организовывать бизнес-процессы и упаковывать продукты. Очень редко, кто с этим справляется. В целом, в России бизнес-культура довольно молодая, ей всего 30 лет. Средний возраст предпринимателя в области робототехники – 35 лет, в то время как в других странах – 50-70», – говорит Алиса Конюховская.

В «Роббо» добавляют, что сами стартапы часто не умеют продвигать свой продукт и пользоваться возможностями поддержки (пусть и несовершенной), которая есть в России. В свою очередь, в Иннополис говорят о недостатке профессиональных знаний и навыков, в связи с чем до «реальных результатов доходят пока единицы».

«Есть много компаний, которые хотят на волне популярности направления куда-то вписаться, не имея базовых компетенций. Это плохо сказывается на рынке, финансы и человеческие ресурсы используются вхолостую, а не в реальных разработках», – считает Александр Климчик из Иннополиса.

Небольшое число стартапов на рынке в GeekUniversity связывают с малым количеством специалистов по робототехнике или с их низкой мотивацией. А в МФТИ отмечают возрастающий спрос со стороны бизнеса на выпускников лаборатории робототехники. По словам Сергея Семендяева, старшего научного сотрудника лаборатории волновых процессов и систем управления МФТИ, в вузе есть предложения и о стажировках для студентов.

«Уже поступило предложение из Сколково, но данный проект пока на стадии обсуждения», – уточнил Сергей Семендяев.

В продолжении темы кадров участники рынка говорят, что для развития робототехники нужно готовить инженеров-инноваторов будущего.

«То есть, не просто специалистов, которые смогут программировать, ремонтировать и обслуживать роботов, работая по инструкции, но и высококлассных инженеров, которые будут создавать принципиально новых роботов. Именно поэтому мы выступаем за образовательную робототехнику на основе свободного программного и аппаратного обеспечения (СПО), когда можно докопаться до сути технологии», – отметил Павел Фролов.

Российской отрасли робототехники нужны также отличные учителя и преподаватели по математике и физике, психологи и люди, которые проводят социальные исследования о восприятии человеком роботов и прочее. В дальнейшем, когда роботы будут больше взаимодействовать с человеком, можно будет говорить о появлении других профессий, которые предсказывают футурологи, – например, юристов в сфере робототехники.

Источник: VC.ru

Читайте также