Инновация — это не просто идея

23 Июня 2020
Из интервью Александра Либерова, президента Siemens в России
— Siemens утверждает, что предоставляет решения практически для всех отраслей. Как вы понимаете, где в ближайшее время будет потребность в тех или иных решениях?

— Инновации превратили Siemens из небольшого берлинского стартапа в гараже в современную международную компанию, которая сейчас присутствует практически во всех странах мира и работает по различным направлениям. Сегодня инновации происходят не только в закрытых лабораториях, они выходят за их пределы. Большое значение имеет взаимодействие компании с поставщиками, с заказчиками, с партнерами: чтобы превратить существующие идеи в инновации и затем вывести их на рынок, то есть коммерциализировать и монетизировать. Такое сотрудничество — это, можно сказать, ДНК Siemens: co-ideation, co-creation c заказчиками, поставщиками, стартапами, университетами, единичными экспертами на очень ранней стадии развития и через весь жизненный цикл продукта.

— Какие цифровые инновации вы внедряете в компаниях?

— Для нас цифровизация не является самоцелью. Это возможность увеличить эффективность. Мы стараемся перевести все наши внутренние процессы на цифровые платформы. Это позволяет преодолевать кризисы с меньшими потерями, потому что все данные находятся в облаке. А нашим клиентам и заказчикам цифровизация позволяет, прежде всего, повысить эффективность производства, производительность труда, и, как результат, увеличить конкурентоспособность. Мы рассматриваем цифровизацию предприятия как комплексную задачу, в рамках которой мы внедряем цифровые инструменты, системы, платформы и выстраиваем сквозные цифровые цепочки создания добавочной стоимости. Здесь хорошим примером может быть применение технологии цифровых двойников. То есть, прежде чем создавать физический продукт, мы его создаем в цифровом виде. С одной стороны, это сокращает время выхода продукта на рынок. Не нужно механической сборки, можно гораздо быстрее в цифровой программе создать продукт и протестировать его - например, если речь идет об авиастроении, сделать тест на аэродинамику. С другой стороны, это позволяет улучшить качество продукции, потому что потом, во время производственного процесса, вы можете все время сравнивать реальный продукт с его цифровым двойником. Если есть отклонения, то они выявляются с помощью этих программ на ранней стадии, до того, как продукт покинул производственную площадку.

— Предприятиям из каких отраслей вы предлагаете эти решения?

— Мы предлагаем решения для ключевых отраслей российской экономики. Это, прежде всего, энергетика, химическая, нефтяная промышленность, автомобилестроение, транспортное машиностроение. Перспективные направления роста для нас — это сельскохозяйственная и пищевая промышленность. За последние годы в России эти отрасли серьезно выросли, во многом из-за тех контрсанкций, которые ввело российское правительство по отношению к импорту продукции пищевой промышленности из стран Европейского сообщества.

— Отличается ли цифровая трансформация в России от аналогичного процесса в других странах?

— Почему нашей стране необходима цифровая трансформация? Давайте посмотрим на территорию, на масштабы страны. В России 11 часовых поясов, и цифровые технологии могли бы стать большим подспорьем для соединения регионов страны. Отечественные предприятия имеют представительства и производственные площадки по всей стране. Например, компания "Сибур" — она работает по всей России. В том числе у них есть производство в Амурском крае, и конкретно туда очень тяжело получить квалифицированные кадры. Поэтому цифровизация — это не только улучшение эффективности. Это также решение вопроса дефицита производственных ресурсов или квалифицированных специалистов в отдельных регионах страны. Например, если предприятие находится на Крайнем Севере, гораздо выгоднее его цифровизировать, чтобы оно работало автономно. Вы можете обслуживать это предприятие из Москвы, удаленно его мониторить.

— В каких странах самое лояльное отношение к инновациям?

— С точки зрения продвижения инноваций я хотел бы выделить опыт Сингапура. Это удивительная страна, страна-город. Она смогла пройти путь чуть больше, чем за 50 лет своего существования, от обычного острова до одной из самых эффективных, прозрачных и стабильных экономик мира с очень высоким уровнем жизни. И, бесспорно, двигателем развития Сингапура являются инновации. Это открытая конкурентная среда: государством были созданы благоприятные законодательные условия для поддержки притока иностранного капитала. И, конечно, это приток лучших специалистов со всего мира, это прозрачные условия для ведения бизнеса. Я думаю, в плане регуляторной политики Сингапур может считаться достойным примером для многих стран.

— Что, на ваш взгляд, мешает инновациям в России?

— Государство играет важную роль в развитии и продвижении инновационных технологий — и как регулятор, который определяет нормативные требования и стандарты, и как институт мер поддержки, обеспечивающий создание условий, механизмов для практического использования новых технологий. Одна из приоритетных национальных программ — "Цифровая экономика Российской Федерации". Надеюсь, что регуляторная политика России в ближайшее время будет направлена на то, чтобы уменьшить бюрократическую основу, создать благоприятную конкурентную среду и ускорить развитие цифровых технологий.

— Видите ли вы в России области, где нет конкурентов, но много перспектив?

— Перспективные для нас направления именно в области применения цифровых решений — это водоснабжение и мусоропереработка. В частности, на последнем Германо-российском форуме в феврале 2020 года мы подписали соглашение о развитии индустрии мусоропереработки в России.

Источник: РБК

Читайте также