15 Мая 2019

Менеджмент data-driven: как трансформировать бизнес с помощью больших данных

15 Мая 2019
В авторской колонке руководитель направления Data Science в «Нетологии» рассказала, что нужно делать руководителю для внедрения культуры принятия решений на основе данных
Фото: Habr.com
Фото: Habr.com

Термин data-driven появился на стыке девяностых и двухтысячных. Именно тогда бизнес-среда стала говорить о новом подходе в маркетинге, который позволял принимать решения на основе собранных данных.

Елена Герасимова, руководитель направления Data Science и эксперт курса «Аналитика для руководителей» в «Нетологии», рассказала, на чем основывается подход data-driven, как он используется в современных компаниях и что нужно делать руководителю, чтобы успешно внедрить культуру принятия решений на основе данных.

Сегодня в дефиците не только технические специалисты, способные организовать работу с данными и устройствами, но и менеджеры, понимающие, как интегрировать Data Science и новейшие технологии в бизнес-процессы, правильно нанимать специалистов, ставить им задачи и организовывать их работу.

Менеджмент data-driven – это культура принятия стратегических решений на основе данных с интеграцией аналитических отчетов в ключевые бизнес-процессы компании.

Учитывая растущее количество кросс-компетентных ролей в компаниях, появляется все больше принципиально новых позиций, которые занимаются работой с аналитикой в разном виде:

– CDO (Chief Data Officer),

– CAO (Chief Analytics Officer),

– CPO (Chief Privacy Officer),

– CAIO (Chief Artificial Intelligence Officer),

– CGO (Chief Growth Officer).

Каждая из этих позиций предполагает выступление ролевой моделью инфраструктурных изменений и трансформацию существующей в компании культуры, стратегии, видения и методики принятия решений.

При этом нередко переход к data-driven подразумевает не столько технологическую трансформацию, сколько изменение бизнес-модели компании. При таком подходе вы отбрасываете все, кроме численных данных, в целостности и актуальности которых уверены.

В каждой из новых перечисленных ролей на первый план выходят:

– понимание множества окружающих функций и процессов,

– «насмотренность», опыт и компетенции в каждой из затронутых в трансформации областей,

– способность связать воедино собственный опыт и видение остальных участников С-уровня,

– желание преодолевать сопротивление «делать, как всегда делали», исследовать и быть готовым принять культуру работы с данными.

Роль данных в принятии решений

С руководителями мы разобрались – от данных им никуда не деться. Какую же роль играет аналитика для принятия решений?

Подход data-driven демонстрирует видение того, как компания, использующая данные для принятия решений, выглядит в реальности (совершенно необязательно иметь для этого цифровой продукт).

Помимо этого, он помогает уточнить формулировку миссии бизнеса и получить выводы, которые делают аналитику и данные ощутимыми (реальными) для людей без опыта анализа. Передовые технологии обработки данных через ИИ и машинное обучение становятся понятными более широкому кругу, когда используются для предиктивного анализа продаж, износа оборудования и риска вложений в активы.

Таким образом культура работы с данными помогает сделать очевидными практические бизнес-результаты от анализа данных и понимание текущего состояния, фокуса и намерений бизнеса.

Как стать data-driven?

Сама культура принятия решений, основанная исключительно на данных, может выглядеть простой с точки зрения внедрения, но руководителю и всей команде необходимо пройти определенные шаги и разобрать важные вопросы.

– Четко опишите свои бизнес-данные и аналитическую стратегию.

– Что собираем? Где храним? Сколько храним? Сколько это стоит? Какой результат нам даст?

– Не страшно, если компания решит начать с небольшого проекта. Только такие гиганты, как Facebook или Amazon, могут себе позволить хранить все подряд постоянно и без потерь.

– Оцените стоимость информационно-технической экосистемы, позволяющей получать доступ к данным, и количество ее пользователей.

– Сейчас всю обработку данных можно доверить облакам, так вам не нужно будет капитально вкладываться в оборудование, которое может устареть быстрее, чем трансформируется культура компании.

– Распишите план действий по переходу от бизнес-отчетности к глобальной аналитике: отчетность – результат, аналитика – процесс, хотя и там, и там заказчик – бизнес.

–Актуализируйте курс и скорость трансформации раз в квартал: нужно, чтобы все сотрудники компании жили ею, а не просто смотрели на цифры в формальных документах.

– CDO берет на себя роль центра всей «аналитики»: создает для каждого из потребителей данных в компании инфраструктуру самостоятельного доступа.

–Объедините всех единой целью изменения культуры работы с данными: необходимо тесно взаимодействовать с ИТ-специалистами и другими участниками С-круга вашей компании.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что переход к культуре data-driven необходим не всем.

Например, компании, основанные на сильном брендинге в качестве источника основного дохода, могут не видеть особой ценности в том, чтобы стать data-driven, поскольку решения по брендингу не требуют большого количества данных.

Отличным примером применения трансформации data-driven на уровне всей компании является Uber: обширно используются данные, которые компания получает от пассажиров и водителей.

Алгоритмы Uber рассчитывают стоимость поездки, оценивают потоки людей, меняют цены, дают рекомендации водителям, как больше заработать, основываясь на собранных данных.

В компании такого уровня вся работа с данными требовала бы найма огромного штата дата-сайентистов и их погружения в бизнес-контекст. Вместо этого компания пошла по пути построения платформы управления данными, которая позволила использовать продвинутые аналитические инструменты широкому кругу пользователей.

Но стоить помнить, что и к сотрудникам, даже высокоуровневым, в таких условиях предъявляются высокие требования. Как минимум ожидается владение базовым инструментарием аналитика:

– SQL,

– основы Python,

– BI-инструментов.

Подводя итог, можно сказать, что руководителям, «пощупавшим» данные, гораздо проще находить со своими аналитиками общий язык в дальнейшем.

Аналитик данных – это одна из важнейших ролей в компании. Глаза, ум и здравый смысл бизнеса.

Аналитик обязан «видеть цифру за каждым человеком, и человека за каждой цифрой», а также уметь продать свое видение коллегам, которые могут иметь очень разный опыт и отношение к аналитике в целом. Эта роль даже в продуктовой компании предполагает максимальное количество общения с неаналитиками.

Именно культура работы с данными помогает договориться о правилах игры, терминах, визуализации метрик, выводах и дальнейших рекомендациях. Но руководителю нужно учиться пониманию роли аналитики и ее результатов в бизнес-процессах компании.

Это будет происходить небыстро, даже если, на первый взгляд, культура data-driven близка компании. Менеджерам необходимо понимать, как интерпретировать данные в стратегии, строить работающие гипотезы на их основе и при этом контролировать работу специалистов по аналитике. С 27 мая в «Нетологии» стартует курс «Аналитика для руководителей», на котором будут разбираться все эти вопросы и подход data-driven в целом.

Источник: Rusbase.ru

Читайте также