Новые правила игры в ЕАЭС: как регулировать данные?

17 Мая 2019
В авторской колонке к.ю.н., консультант Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Дмитрик рассказал о приоритетах Евразийского экономического союза в области регулирования данных
Фото: Андрей Рогатко / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Евразийский экономический союз – новое, развивающееся объединение государств. Сначала был СССР, на его обломках возникло СНГ. Но Союз независимых государств был способом развода, а не объединения. Евразийский союз – объединительная инициатива. Мы связаны общими потоками людей и товаров, а потому логично было создать общий рынок. Начав с создания единой таможенной территории с внешней границей и без границ внутренних, ЕАЭС двигается дальше. В планах – общие транспортные коридоры, общее пространство доверия к официальным документам, общий рынок труда.

Создание общего оффлайн-пространства пяти стран надо как-то увязать с созданием онлайн-пространства. Разделившись по территориальному признаку, государства привыкли к своим границам. Как все это примирить с развитием интернета, который один для всех и не знает границ?

Пока компании, работающие на цифровых рынках евразийских стран, вынуждены выполнять похожие, но разные требования законодательства пять раз – отдельно для каждой страны. В странах ЕАЭС не совпадают требования к защите информации, системам идентификации, требования к форматам отчетности и процедурам их подачи. В трех из пяти государств ЕАЭС законодательством так или иначе установлено требование создавать локальное хранилище данных, то есть хранить данные о пользователях на территории своего государства. Это соответствует интересам национальной безопасности, но противоречит глобальному характеру цифровой, информационной эпохи.

«Мысли глобально, действуй локально». Этот девиз со столетней историей хорошо подходит для Евразийского экономического союза. Главы пяти государств установили несколько приоритетов для цифровой трансформации ЕАЭС, один из которых – заключение соглашения об обороте данных в ЕАЭС. Конечно, соглашение пяти стран не позволит отрегулировать оборот данных во всем мире, но в любом случае объединение рынков, функционирующих по общим правилам, лучше пяти разнородных рынков.

Оборот данных складывается из нескольких элементов. Первый и, наверное, главный – персональные данные. Сейчас две страны ЕАЭС из пяти являются участниками Конвенции Совета Европы по защите персональных данных. С одной стороны - это хорошо, поскольку законодательство этих стран (России и Армении) соответствует высоким международным стандартам. С другой, – мы руководствуемся чужими, европейскими правилами, которые запрещают обмен персональными данными между странами ЕАЭС. Поэтому в проекте евразийского договора об обороте данных нужно сформулировать свои правила оборота персональных данных, совместимые с европейскими. Тогда мы сможем обмениваться персональными данными внутри ЕАЭС и с Европой.

Второй элемент – промышленные данные: они создаются умными автомобилями, задвижками на трубопроводах, сталелитейными заводами и газовыми турбинами. Эти данные содержат в себе огромный потенциал для оптимизации. Если проанализировать параметры работы двадцати разных турбин, можно создать программу для управления их работой. Она сократит расход топлива на 5-10%, а это миллиарды рублей ежегодно. Но проблема в том, что у каждого владельца есть только одна турбина и надо дать возможность обмениваться такими данными, отдавать их для научного анализа. Поэтому в проекте евразийского договора об обороте данных нужно закрепить политическое решение о том, что промышленные данные обращаются в наших странах свободно, при условии соблюдения правил их защиты.

Третий элемент – тайны. Всегда есть данные, которые не могут свободно распространяться. Это государственная тайна, банковская, нотариальная, тайна связи. Но сейчас правила работы с каждым видом тайны в евразийских государствах разные. Поэтому, передавая данные в организацию, которая находится в другой стране нельзя быть уверенным в их защищенности. Задача международного договора – гармонизировать правила работы с тайнами, чтобы одни и те же виды информации одинаково защищались во всех пяти евразийских странах.

Как было показано в докладе Всемирного банка «Digital Dividends», цифровая трансформация приводит к экономическому росту, созданию новых рабочих мест и улучшению качества оказываемых услуг. Устранение барьеров для свободного оборота данных в Евразийском экономическом союзе создаст условия для роста экономик наших государств.

Есть и риски. Первый из них – концентрация. На цифровом рынке часто возникает какая-то одна компания, которая задает правила. Это не всегда справедливо как для других участников рынка, так и для пользователей. Поэтому соглашение об обороте данных – это еще и правила, призванные не допустить концентрацию и связанное с ней несправедливое, неконкурентное поведение на общем цифровом рынке.

Второй риск – открыв цифровой рынок для компаний из наших стран, мы открываем его и для крупных международных игроков. Но иного выхода нет. Лучше пусть экономика растет на открытом рынке, чем стагнирует из страха перед рыночными свободами. Другое дело, что можно закрепить защитные механизмы для участников из наших стран: тогда они смогут конкурировать с крупными международными игроками на равных.

*Материал выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать со мнением редакции


Читайте также